Внедрение инноваций в условиях экономического кризиса

Вследствие мирового финансового кризиса, на финансы налогоплательщиков претендуют и банки, и крупные компании, и малый бизнес, и работники, попавшие под сокращение. Ресурсов на то, чтобы удовлетворить запросы всех, не хватает. В конечном счете, на рынке остаются самые сильные и профессионально пригодные. И это один из самых полезных механизмов современной экономики, без которого невозможен долгосрочный устойчивый рост.

Политики и лоббисты выступают за сохранение предприятий – гигантов, под лозунгами помощи реальному сектору, спасение флагманов национальной индустрии, которые длительное время осуществляют деятельность, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, не допуская мысли об изменение процессов функционирования данной отрасли, тем самым мешая своим существованием развитие малых и средних предприятий.

По данным проведенной инвентаризации Государственный реестр научных организаций Российской Федерации включает 2338 организаций в государственной собственности (в том числе 2243 организаций в федеральной собственности).

Для сохранения и стимулирования развития сферы НИОКР в период перехода к новой экономической системе необходимо поддержание максимально возможного спроса на научную продукцию со стороны государства. При этом следует обеспечить увеличение доли НИОКР в ассигнованиях, выделяемых на цели обороны.

При разработке научно-технической политики нужно учитывать, что малый бизнес является лишь дополнительным источником спроса на научные достижения. Основная составляющая спроса, по нашим оценкам, около 75% приходится на крупные предприятия, главным образом, в наукоемком секторе экономики. Например, в США на крупные компании с численностью занятых свыше 10000 человек приходится 77,9% отраслевых и федеральных расходов на науку в промышленности, в том числе на компании с численностью занятых более 25000 человек — 67,6%.

Помимо бюджетных ассигнований и субсидий, должны использоваться также и такие меры как полное освобождение от налогообложения части прибыли организаций-заказчиков в размере выделяемой ими суммы для проведения НИОКР, освобождение научных организаций от НДС на научную продукцию, значительное (в 2-3 и более раза) снижение для них тарифов на электроэнергию и тепло в пределах заранее установленных лимитов, полное освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин на оборудование и материалы научно-исследовательского назначения и т. д.

В свете всего вышесказанного необходима разработка федеральной целевой программы "Сохранение и стимулирование развития науки России" с выделением в ее составе важнейшей подпрограммы "Обеспечение преемственности в российской науке".

: