Влияние экономического кризиса на платежеспособность крупных ритейлоров

Экономический кризис оказывает влияние на множество бизнес-процессов, происходящих в экономике РФ. Одна из структурных проблем, которая существенно оказывала влияние на процесс воспроизводства товаров народного потребления еще до начала кризиса – отношение между производителем товара и товаропроводящими предприятиями. Торговые сети и до кризиса пользовались отсрочкой платежей на 30–40 дней, а теперь они просят еще большего увеличения срока – до 60–90 дней или вовсе замораживают оплату до следующего года. Разумеется, сегодня, когда всем не хватает денег, поставщики и товаропроизводители отказываются увеличивать сроки платежей. Многие из-за этого уже прекратили отгрузки товаров.

Однако эксперты замечают, что торговцы лукавят, откладывая расчеты на потом. «У публичных ритейлоров, в число которых входят сети «Седьмой континент» «X5 Retail Group», «Магнит», «Дикси», в принципе нет такой необходимости. У них хватает и собственных средств на покрытие долгов. Просто они хотят профинансировать свои капитальные расходы за счет денег поставщиков», – считает аналитик ИК «Атон-Брокер» Анна Кочкина.

Ситуация с неплатежами в ритейлоров привлекла внимание правительства страны, которое рекомендовало ВТБ и Сбербанку перекредитовать продуктовых ритейлоров. Предполагается, что ставка составит 15–18% годовых в рублях. Однако доступ к госкредитам, предназначенным для пополнения оборота и покрытия долгов, пока предоставлен только девяти ритейлорам, в числе которых «Дикси», X5 Retail Group, «Магнит», «Седьмой континент», «Мосмарт», «Виктория», «Лента», «О’кей» и «Холидей классик». Остальным торговым сетям, страдающим от кризиса ликвидности, видимо, придется рассматривать возможность объединения с более сильными коллегами по рынку или продавать бизнес.

Проводя процесс анализа причин, приведших к данной проблеме можно выделить несколько основных:

— экстенсивное развитие в регионы.

— высокий уровень издержек ритейлоров.

В первом случае многие розничные ритейлоры виноваты сами, т. к. в нормальном бизнесе товаропроизводители не должны оплачивать из собственной прибыли развитие партнеров. Чаще всего такое развитие оным не являлось, а происходил лишь передел рынка и выталкивание мелко-розничных магазинов. Главная цель в данном случае была успеть первее конкурента. Примером здесь может служить то, что многие крупные ритейлоры расположены рядом, а излишняя насыщенность рынка происходила в итоге за счет средств конечного потребителя и товаропроизводителя.

Главные статьи затрат розничного ритейлора – заработная плата персоналу и арендные платежи. За время кризиса многие ритейлоры свой персонал оптимизировали, ссылаясь на кризис. А арендные платежи согласно прогнозам специалистов уже сократились или будут сокращаться в 2009 г.

Проблема неплатежей на сегодняшний момент имеет первостепенное значение для экономики РФ, очевидно, что ответственность крупнейших ритейлоров перед обществом крайне низкая, а своими действиями они нарушают процесс воспроизводства и замедляют оборачиваемость на производственных предприятиях, поэтому для выравнивания ситуации необходимо принятие ряда законопроектов, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, учитывающих специфику самих регионов.

: