Теория и история коммерческих расходов

Российское предпринимательство имеет древние корни, а его древнейшим видом был торговый обмен. Для современных предприятий важной задачей является оптимизация выгоды и минимизация расходов при товарных операциях. Коммерческие расходы — это расходы, связанные с отгрузкой и реализацией товаров. Торговые организации отражают в составе коммерческих расходы на транспортировку товаров; на оплату труда; на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; расходы по хранению товаров; затраты на рекламу и маркетинговые исследования; представительские и другие аналогичные по назначению расходы.

Возникает вопрос о происхождении коммерческих расходов и о способах их учета. С давних времен купцы путешествовали по городам и ярмаркам, прокладывая торговые пути. Очевидно, что основными были расходы на транспортировку товаров и оплату проездных и торговых пошлин. Купцы ходили обычно вооруженными караванами, объединяясь внутри каравана в группы, представляя своего рода административные и хозяйственные ячейки. Выдающийся предприниматель М. Ротшильд говорил об отражении в товарных книгах накладных расходов, связанных с продажей товаров. Эти расходы добавлялись к цене, по которой товары были приобретены у поставщика, и должны были относиться в счет товара на приход.

В современном российском бухгалтерском учете коммерческие расходы списываются на себестоимость проданной продукции либо полностью, либо пропорционально объему реализованной продукции. Организация может самостоятельно определять порядок признания коммерческих расходов, который должен быть закреплен в ее учетной политике.

: