Состояние и проблемы развития системы грузоперевозок в современных условиях

Транспорт России является стержневой основой ее экономики, обеспечивая не только транспортное обслуживание всех звеньев хозяйства страны и внешнеэкономические связи, но и оказывая существенное влияние на себестоимость производимой продукции. В состав транспортной системы России входит более 160 тысяч предприятий с общей численностью занятых около 5 млн. Человек и стоимостью основных фондов более 160 млрд. Долларов, более 1400 тысяч км. Путей сообщения, около 12 млн. Транспортных средств. Ежегодно российским транспортом перевозится около 700 млн. Т. Грузов и свыше 135 млн. Пассажиров.

Однако в современных кризисных условиях показатели динамики перевозок, отражающие уровень экономической активности, активно снижаются. В конце 2008 года коммерческий грузооборот транспорта уменьшился до 79,5,% а объем погрузки на железнодорожном транспорте до 73,7% к концу 2007 года.

В среднем тарифы на перевозки грузов всеми видами транспорта за январь-декабрь 2008 г. Выросли на 21,8% (год назад – на 7,5%), в том числе железнодорожным на 22,1% (7,7%), автомобильным транспортом – на 18,8% (8,8%), в связи с высоким ростом цен на ГСМ в I полугодии 2008 года. В связи со спадом в промышленности, и, вследствие того, с сокращением спроса, за последний год произошло снижение грузооборота транспорта – грузооборот за декабрь к декабрю 2007 года составил 87,6%.Соответственно, в конце года наблюдается снижение темпов роста прибыли и, если, с января по июль сальдированный финансовый результат составлял 120,7% к соответствующему периоду предыдущего года, то за период с января по ноябрь – уже 97,7%.

В 2008 году, по предварительным данным Росстата, объем перевозок грузов организациями всех видов транспорта (без трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования) составил порядка 8365,4 млн. т (99,7% к уровню 2007 года), грузооборот – 2480,5 млрд. т-км (101,2%).

Объем коммерческих перевозок грузов, выполняемых всеми видами транспорта (без трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования) составил 3570,0 млн. т (102,2% к 2007 году), коммерческий грузооборот – 2353,4 млрд. т-км (101,3%).

Железнодорожным транспортом общегопользования в 2008 году перевезено 1303,7 млн. т грузов (97,0% к 2007 году); грузооборот составил 2113,2 млрд. т-км (101,1%). В IV квартале 2008 года по сравнению с IV квартале 2007 произошло снижение объемов погрузки на железнодорожном транспорте в целом на 16,9 процента.

В связи с падением производства важнейших видов промышленной продукции на железнодорожном транспорте отмечалось снижение объемов погрузки по основным видам грузов: руда железная и марганцевая (92,8%), черные металлы (94,6%), лом черных металлов (91,6%), химические и минеральные удобрения (93,3%), цемент (86,9%), лесные грузы (83,9%), зерно (88,9%), нефть и нефтепродукты (99,6%).

Вместе с тем перевозки каменного угля увеличились на 3,6%, импортных грузов – на 8,6%.

На автомобильном транспорте в 2008 году рост объемов перевозок составил 105,8% к уровню 2007 года (2079,8 млн. т), грузооборота — 111,7% (88,4 млрд. т-км). Начиная с октября 2008 года, тенденция снижения перевозок на автомобильном транспорте сохраняется. В декабре объем перевозок по сравнению с декабрем 2007 года упал до 98,3 процентов.

В целом по народному хозяйству (с учетом автотранспорта других отраслей народного хозяйства) объем перевозок грузов автомобильным транспортом составил в 2008 году 6,9 млрд. т (100,2% к 2007 году), грузооборот — 215,5 млрд. т-км (104,7%).

На морском транспорте рост объемов перевозок составил 125,0% (35,2 млн. т), грузооборот — 130,1% (84,6 млрд. т-км). Объем переработки грузов в морских портах, по предварительной оценке, возрос по сравнению с 2007 годом на 101,1% и достиг 454,6 млн. т, в том числе сухогрузы – 191,8 млн. т (103,6%), наливные грузы — 262,8 млн. т (99,4%).

На внутреннем водном транспорте объем перевозок грузов составил 98,2% (150,5 млн. т), грузооборот – 73,9% (63,6 млрд. т-км).

Воздушным транспортом в 2008 году перевезено порядка 0,8 млн. т груза (106,3% к 2007 году), грузооборот составил 3,7 млрд. т-км (107,6%).

К сожалению, несмотря на то, что без упоминаний о логистике не проходит ни одно мероприятие в транспортном комплексе, до недавнего времени акценты государственной политики в области логистики были весьма расплывчатыми. Это касается прежде всего действующей до 2010 года ФЦП "Модернизация транспортной системы России". В частности, вопросы развития транспортно-логистических систем рассматривались в подпрограмме "Международные транспортные коридоры", а с 2006 года — в новой подпрограмме "Развитие экспорта транспортных услуг".

Должного развития логистика в этих подпрограммах не получила, о чем свидетельствует тот факт, что практически во всех секторах транспортного комплекса логистические проблемы остались нерешенными. Судите сами: при развитии дорожной сети по-прежнему будет делаться упор на подходы к крупным транспортным узлам, пунктам пропуска на границе, морским, речным портам, аэропортам и создаваемым на этих территориях особым экономическим зонам. "По-прежнему", потому что эти задачи ставились не только действующей ФЦП, но и в программе 90-х годов уже прошлого века "Терминал", в федеральных программах по видам транспорта "Возрождение торгового флота России", "Дороги России" и других. Ставились, но не решались.

Что же касается железнодорожного транспорта, то для увеличения внешнеторговых грузопотоков, в том числе транзитных, намечается строительство и расширение пограничных железнодорожных станций и пунктов пропуска через границу, а также контейнерных терминалов в морских портах, так как темпы роста грузовой базы, особенно контейнерных грузов, по-прежнему существенно опережают прирост терминальных мощностей.

Развитие российской системы воздушных грузовых перевозок, особенно в части ее транзитного потенциала, сдерживает не сформированная до настоящего времени национальная опорная сеть международных и внутрироссийских распределительных центров, а также (за редким исключением) низкий технический уровень объектов наземной инфраструктуры, без чего формирование мультимодальных транспортно-логистических центров невозможно.

Для развития транспортно-логистических систем на речном транспорте необходимо сократить протяженность участков внутренних водных путей, лимитирующих судоходство, и развивать портовую инфраструктуру, обеспечивающую контейнерные перевозки.

: