Роль концессионных отношений в мировой экономике и проблемы их бухгалтерского учета

Частно-государственное партнерство (далее — ЧГП) – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей. В последние пятнадцать-двадцать лет в самых разных странах ЧГП стало главным способом решения государством своих задач в экономике и социальной сфере. Во-первых, потому, что общепризнана большая эффективность частного бизнеса по сравнению с государственным управлением, а во-вторых, потому, что практически во всем мире возникла потребность в сокращении бюджетных дефицитов.Одной из основных форм реализации ЧГП является концессионное соглашение. Большим преимуществом концессионных соглашений является возможность передачи рисков от государства частной компании-исполнителю.

Концессия как главный элемент партнерских отношений государства и частного сектора в современной экономике представляет собой систему хозяйственных отношений, с помощью которой общественная власть передает определенные права частной, общественной или смешанной компании на строительство, модернизацию, реконструкцию, эксплуатацию и управление, обслуживание и использование принадлежащего ей объекта на некоторый срок времени (т. е. На возвратной основе) и за плату. Концессионная компания получает доход (вознаграждение) в форме платы, которая вносится пользователями объекта инфраструктуры или общественной властью.

Роль концессий в мировой экономике возрастает. За последние два десятилетия концессии применялись для развития транспортной инфраструктуры более чем в 50 странах мира. В Европе концессии широко используются при строительстве платных дорог, мостов и тоннелей. В Мексике, Корее, Индонезии 100 процентов магистралей построено и эксплуатируется на концессионной основе, более половины магистралей находятся в концессиях в Японии, Франции, Аргентине, Италии, Малайзии и ЮАР. Только в течение 15 лет (1990-2005) в мире, по данным World Bank, было реализовано более 420 концессионных проекта.

Объектами концессионного соглашения, в первую очередь, являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные и автомобильные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Федеральный закон № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» (далее — Закон № 115-ФЗ), закрепивший суть концессионного механизма, был принят в России в 2005 году. Однако не все соглашения между государством и бизнесом, фактически являющиеся концессионными, регулируются данным законом, предусматривающим только один тип концессии — BTO («Built/Строительство — Transfer/ Передача — Operate/Управление»). Несмотря на то, что для России создание современной инфраструктуры в различных областях хозяйства является одной из приоритетных задач, концессионный механизм пока крайне слабо используется для ее решения.

В Санкт-Петербурге и Москве в настоящее время в рамках ЧГП проводится реализация следующих проектов: Западный скоростной диаметр; Орловский тоннель; Скоростная автомагистраль Москва  — Санкт-Петербург; Надземный Экспресс; Морской пассажирский терминал; Реконструкция пассажирского терминала «Пулково-1».

Принимая во внимание развернувшийся мировой финансовый кризис, следствием которого стало возникновение существенных бюджетных ограничений, можно утверждать, что количество проектов, реализуемых в рамках ЧГП, в том числе и на условиях концессии, в будущем будет существенно увеличиваться.

Таким образом, вопрос отражения инфраструктурных концессионных соглашений в бухгалтерском учете российских организаций возник относительно недавно. По этой причине данный вопрос не был в достаточной степени освещен в современной научной и учебно-методической литературе.

Закон № 115-ФЗ устанавливает, что «объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества». Однако на сегодняшний день отсутствуют официально утвержденные методические рекомендации по бухгалтерскому учету концессионных соглашений. Министерство Финансов Российской Федерации в Письме «О порядке отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций, осуществляемых концессионером при исполнении концессионного соглашения, и о порядке применения концессионером налоговых вычетов по НДС» от 19 декабря 2007 года № 07-05-06/324 продемонстрировало отсутствие однозначного подхода в отношении рассматриваемого вопроса.

Таким образом, положения Закона № 115-ФЗ, касающиеся порядка финансового учета и отчетности по концессионному соглашению, на сегодняшний день не были встроены в нормативно-правовую систему российского бухгалтерского учета.

Концессионный договор имеет сходные черты с договором аренды, договором строительного подряда, доверительного управления имуществом, лицензионным договором, а также контрактом на управление. Однако ряд существенных отличий концессионного соглашения от всех вышеперечисленных договоров, как с юридической, так и с экономической точки зрения позволяет сделать вывод, что концессионное соглашение является отдельной специфической формой гражданско-правового договора. Следовательно, при выборе методики его бухгалтерского учета, следует принимать во внимание всю совокупность отношений по концессионному договору.

Вопросы отражения на счетах бухгалтерского учета операций по концессионному соглашению подпадают под сферу применения сразу нескольких бухгалтерских стандартов, что значительно затрудняет выбор наиболее приемлемой модели учета.

В свете реформирования национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности очевидна объективная необходимость разработки и внедрения методических рекомендаций, а в последствии и отдельного стандарта, определяющего общий подход к бухгалтерскому учету и отражению в отчетности концессионных соглашений.

: