Роль концессий в мировой экономике

Роль концессий в мировой экономике возрастает. За последние два десятилетия концессии применялись для развития транспортной инфраструктуры более чем в 50 странах мира. В Европе концессии широко используются при строительстве платных дорог, мостов и тоннелей. В Мексике, Корее, Индонезии 100 процентов магистралей построено и эксплуатируется на концессионной основе, более половины магистралей
находятся в концессиях в Японии, Франции, Аргентине, Италии, Малайзии и ЮАР. Только в течение 15 лет (1990-2005) в мире, по данным World Bank, было реализовано более 420 концессионных проекта.

Объектами концессионного соглашения, в первую очередь, являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные и автомобильные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Федеральный закон № 115-ФЗ от 21.07.2005 "О концессионных соглашениях" (далее — Закон № 115-ФЗ), закрепивший суть концессионного механизма, был принят в России в 2005 году. Однако не все соглашения между государством и бизнесом, фактически являющиеся концессионными, регулируются данным законом, предусматривающим только один тип концессии— BTO («Built/Строительство — Transfer/ Передача — Operate/Управление»). Несмотря на то, что для России создание современной инфраструктуры в различных областях хозяйства является одной из приоритетных задач, концессионный механизм пока крайне слабо используется для ее решения.

В Санкт-Петербурге и Москве в настоящее время в рамках ЧГП проводится реализация следующих проектов: Западный скоростной диаметр; Орловский тоннель; Скоростная автомагистраль Москва — Санкт-Петербург; Надземный Экспресс; Морской пассажирский терминал; Реконструкция пассажирского терминала «Пулково-1».

Принимая во внимание развернувшийся мировой финансовый кризис, следствием которого стало возникновение существенных бюджетных ограничений, можно утверждать, что количество проектов, реализуемых в рамках ЧГП, в том числе и на условиях концессии, в будущем будет существенно увеличиваться.

Таким образом, вопрос отражения инфраструктурных концессионных соглашений в бухгалтерском учете российских организаций возник относительно недавно. По этой причине данный вопрос не был в достаточной степени освещен в современной научной и учебно-методической литературе.

Закон № 115-ФЗ устанавливает, что "объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества". Однако на сегодняшний день отсутствуют официально утвержденные методические рекомендации по бухгалтерскому учету концессионных соглашений. Министерство Финансов Российской Федерации в Письме "О порядке отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций, осуществляемых концессионером при исполнении концессионного соглашения, и о порядке применения концессионером налоговых вычетов по НДС" от 19 декабря 2007 года № 07-05-06/324 продемонстрировало отсутствие однозначного подхода в отношении рассматриваемого вопроса.

: