Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях изменения модели рынка

В ходе экономических реформ в России произошли фундаментальные изменения в теории и практике предпринимательства. Предлагаемые методики анализа показателей конкурентоспособности должны включать не только традиционно принятые, но и абсолютно новые учитывающие динамичность моделей рынка и отраслевые особенности предпринимательских структур в долгосрочной перспективе.

До недавнего времени понятие конкурентоспособности для хлебопекарной промышленности было применимо с трудом, однако в настоящее время все больше специалистов приходят к мнению, что в условиях современной рыночной ситуации функционирование предприятий без четкой конкурентной стратегии просто немыслимо.

Существующие методы и приемы, заимствованные из мировой практики не всегда применимы к российской действительности. Поэтому возникает потребность в расширении и приспособлении существующих методологических подходов и аналитических инструментов, способных не только адекватно оценить конкурентоспособность предпринимательской структуры, но и обеспечить её процессами оптимизации и долгосрочного планирования с учетом динамики рынка.

Недостаточность традиционных подходов обусловлено, прежде всего, спецификой отрасли, а именно коротким интервалом с момента поступления сырья до отгрузки клиенту готовой продукции. В большинстве случаев у предприятия есть 48 часов, чтобы отстоять свою позицию на рынке. А ведь помимо сроков реализации продукции есть еще и ассортиментный портфель, который должен варьироваться в зависимости от региона сбыта, потребительский спрос, система логистики, снабжения, инновационная деятельность, финансирование, глобальные экономические спады и др. Все указанные факторы весьма взаимосвязаны и в совокупности своей отражают конкурентоспособность предприятия в статике.

Однако рынок настолько динамичен, что все перечисленные показатели конкурентоспособности должны рассматриваться не только в настоящем периоде, но и в будущем с учетом опыта прошлого и возможных предпосылок изменения модели рынка.

: