Отражение скидок в бухгалтерском и налоговом учете

Одним из эффективных методов привлечения клиентов, особенно во времена экономического спада, является предоставление различных скидок. Порядок отражения скидок в бухгалтерском учете зависит от времени их предоставления: при отгрузке товаров или после отгрузки товаров (при выполнении покупателем определенных условий).

В первом случае продажная (покупная) цена товаров сразу определяется с учетом скидки и в учете сторон составляются обычные проводки на отгрузку и поступление товаров. Однако, если размер дисконта превысит 20%, то согласно Налоговому кодексу, контролеры имеют возможность проверить правомерность такой скидки и соответствие стоимости товара рыночным ценам. Хотя доказать, что предприятие реализовало продукцию по цене ниже рыночной, достаточно сложно, но, имея такое право, налоговая инспекция может доначислить налог на прибыль и НДС.

Во втором случае условия предоставления скидки должны обязательно быть указаны в контракте, в противном случае их предоставление будет неправомерным. Данный способ предоставления скидок влечет за собой некоторые сложности из-за того, что в законодательстве не в полной мере прописаны правила учета и налогообложения данных скидок. НК РФ дает компаниям право включать такой дисконт в состав внереализационных расходов и, следовательно, уменьшать на эту сумму базу по налогу на прибыль. По данному вопросу Минфин даже выпустил письмо с разъяснением от 9 августа 2005г. № 03-03-04/1/155. Однако в соответствии с НК РФ организация обязана начислять НДС в момент отгрузки продукции. А так как предоставление скидки происходит уже после отгрузки продукции, то НДС начисляется на сумму без учета скидки.

: