Некоторые особенности бизнес-модели интегрированных технологических цепочек

В условиях быстрого изменения конкурентной среды, сокращения ресурсов и увеличения запросов потребителей перед производственными предприятиями возникают вопросы развития и поиска способа сохранения своих позиций на рынке. Одной из современных тенденций реорганизации предприятий является выделение хозяйствующими субъектами из своей структуры ряда независимых специализированных производств (или создания новых бизнес-единиц)и их интеграция в производственную цепочку создания технологически сложного продукта в связке с сотней других предприятий (производственных, консалтинговых, инжиниринговых, финансовых и др.).

Сформированная таким образом интегрированная технологическая цепочка (ИТЦ) представляет собой бизнес-сеть самостоятельных предприятий / обособленных бизнес-единиц, обладающих особыми компетенциями и связанных между собой договорными отношениями и/или правами собственности, организованную с целью разработки, создания и сбыта продукта или услуги.

Подобные процессы в разной степени проявляются во многих отраслях промышленности и в сфере услуг на протяжении уже более чем двадцати лет (автомобилестроение, авиастроение, строительство, транснациональные перевозки, сетевой ритейл и др.). Некоторые ИТЦ имеют временный характер, создаваясь для решения задач, требующих использования передовых технологий и аккумулирования больших ресурсов (строительство инфраструктурных и социально-значимых объектов, вывод на рынок продукции нового поколения и др.).

Для создания конкурентоспособной структуры в основе функционирования таких ИТЦ должна находиться осмысленная бизнес-модель, определяющая потребительские характеристики выпускаемого продукта / оказываемой услуги, состав участников цепочки, способы и порядок их взаимодействия, формулу создания добавочной стоимости и систему распределения экономических результатов между участниками цепочки. Бизнес-модель должна быть сформулирована инициатором цепочки на этапе создания ИТЦ.

Выделим основные элементы бизнес-модели функционирования ИТЦ:

· Потребительская ценность продукта. ИТЦ инициируются для создания, производства и сбыта технологически сложного продукта, и именно от потребительских характеристик данного продукта будет определяться состав и компетенции участников цепочки;

· Формула прибыли – схема, показывающая, как создается добавочная стоимость в ИТЦ и как распределяется прибыль между участниками цепочки;

· Ключевые ресурсы. В данном случае, под ключевыми ресурсами понимается активы, а именно сотрудники, оборудование, технология, продукты, инфраструктура, каналы распределения, торговая марка, которые определяют конкурентные преимущества ИТЦ;

· Ключевые процессы – процессы производства и управления технологической цепочкой. В зависимости от характера ИТЦ ключевыми процессами цепочки могут быть обмен технологиями, повышения квалификации специалистов предприятий цепочки, управление единой информационной системой, управление поставками, всеобщий контроль качества и др.

П.А. Мартикайнен

: