Количественный подход к эффективности государственного управления в регионе

Термин государственное управление в узком смысле означает деятельность исполнительных органов государственной власти по воплощению в жизнь планов и политических установок, утверждённых представительной властью региона. Такое понимание государственного управления прослеживается в российском законодательстве (см. П. 9 ст. 29 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ») и является традиционным для управленческой науки, беря начало в классических работах американского учёного конца 19 века Вудро Вильсона (1856-1924), основоположника теории «административного управления» (public administration).

В рамках концепции «административного управления» существует несколько подходов к эффективности государственного управления: рациональных целей, системно-ресурсный, внутренних процессов, человеческих отношений, открытых систем, конкурирующих ценностей.

С точки зрения количественной школы управления, ориентированной на числовом выражении эффективности управления, целевой подход к эффективности управления является наиболее ценным. Особое значение количественные методы имеют для планирования развития управления в органах исполнительной власти регионах, так как они позволяют контролировать изменение количественных показателей эффективности управления, и результат оценки в значительной степени зависит от данных объективных измерений, а не только от мнений оценщиков. Представителями количественной школы являются: Герберт Саймон (нобелевский лауреат по экономике), Стаффорд Бир, Рассел Акофф, их исследования лежат в основе научной дисциплины «теория управленческих решений», инструментарий которой применяется, в том числе для оценки эффективности государственного управления региональных органов исполнительной власти [1, 32].

Оценка эффективности административных программ может рассматриваться с двух аспектов: 1. С точки зрения оценки целей, в соответствии с которыми будет осуществляться некий план; 2. Исходя из оценки эффективности методов, инструментов и средств, содержащихся в плане для достижения целей. Предметом исследования количественной школы управления является именно второй аспект, т. е. Эффективность тех путей, которыми исполнительные органы собираются реализовать поставленные перед ними законодательной властью цели и задачи. При этом рассматривается т. н. «сравнительная» эффективность, когда оценивается разумность того выбора, который управляющие делают из доступных им альтернативных действий в соответствии с поставленными перед ними целями [3, 249].

: