Изменение взаимоотношения предприятий, входящих в рыночные интегрированные корпоративные структуры

В связи с глобализацией, быстрым развитием информационных технологий современные рынки характеризуются жесткой конкуренцией. Соответственно, в таких условиях, когда успешное функционирование предприятия напрямую зависит от эффективных взаимоотношений с бизнес-партнерами, появляется тенденция к образованию различных объединений, групп предприятий. Мы в данной статье будем рассматривать так называемые интегрированные корпоративные структуры (ИКС), особенностью которых является юридическая самостоятельность отдельных ее участников. Такой характер интеграции называют неполной, подразумевая скооперированное выполнение предприятиями какой-либо функции на длительной временной основе.

Модифицируются отношения между членами ИКС: постепенно они переходят от конкуренции к сотрудничеству для достижения общей цели на основе удовлетворения потребностей конечных потребителей. Т. е. Производство конечного продукта теперь становится задачей не только конкретного предприятия, а группы предприятий, которые вкладывают в него свои активы, технологии, вместе формируют конкурентное преимущество.

Схематичные изображения ИКС на рисунке 1 показывают некоторые возможные варианты взаимодействия предприятий. Чем больше участников входит в ИКС, тем сложнее становится механизм их взаимоотношений, сложнее формировать и принимать решения. Однако участники структуры получают взаимную выгоду, обмен ресурсами, синергетический эффект.

А)

SHAPE \* MERGEFORMAT

Розничный продавец

Изготовитель

продукта

Конечный

потребитель (клиент)

ИКС

Поставщик

Б)

SHAPE \* MERGEFORMAT

Поставщик

Изготовитель продукта

Конечный

потребитель (клиент)

Оптовый продавец

ИКС

Розничный продавец

В) SHAPE \* MERGEFORMAT

Поставщик 1

Конечный

потребитель (клиент)

Поставщик 3

Поставщик 2

Оптовый продавец

Изготовитель продукта

Розничный продавец

ИКС

Рис.1. Возможные варианты ИКС

В процессе взаимоотношений участники ИКС вовлекаются в процесс создания ценности, а также сами отношения имеют свою собственную ценность. Взаимоотношения предприятий являются их нематериальным активом. Исследователи маркетинга взаимоотношений выделяют стратегическую ценность: насколько взаимоотношения способствуют достижению стратегических целей предприятия. Результатом успешных взаимоотношений является получение стратегического преимущества.

Экономическая ценность взаимоотношений – это всевозможные выгоды, которые получает предприятия. Доступ к информационным ресурсам, технологиям партнеров, общие проекты, повышение компетенции, результатов деятельности, снижение общих затрат – все это дает основания для роста конкурентоспособности ИКС, экономической выгоды для отдельных ее участников.

Также выделяется психологическая ценность взаимоотношений. Участники ИКС находятся в определенной зависимости друг от друга, что в свою очередь дает повод для некой неопределенности. Неопределенность может нивелироваться договорами, контрактами. С этой стороны можно выделить доверие как неотъемлемое условие развития взаимоотношений. Доверие – это уверенность участника ИКС в том, что его партнеры надежны и их действия не приведут к негативным последствиям для данного участника. В условиях нестабильности рынка доверие играет важную роль при выборе и поддержании связей с партнером. Ведь большинство предприятий поддерживают долгосрочные отношения, отказываясь от заманчивых предложений с краткосрочными намерениями.

: