Формирование государственной инновационной инфраструктуры

Одним из главных факторов конкурентоспособности фирм в условиях инновационного производства являются новые организационные формы генерирования и коммерциализации достижений научно – технического прогресса. В XX в. в теории и практике управления технологическими изменениями применялась модель «закрытых инноваций». В этой модели процессы исследований и разработок новых продуктов и услуг рассматривались только как внутрифирменные. При этом интеллектуальная собственность, которая возникла в результате проведения НИОКР, составляла коммерческую тайну, другие компании не могли использовать новые знания и извлекать из них прибыль.

К концу XX в. под влиянием целого ряда факторов логика «закрытых инноваций» становилась все менее приемлемой. Одним из таких факторов был рост частного венчурного капитала, специализирующегося на создании новых фирм, которые занимались коммерциализацией знаний, полученных из внешних источников. Еще одним фактором стала растущая мобильность высококвалифицированных работников, которые, переходя на работу в другие фирмы, приносили туда приобретенные ранее опыт и знания. В этих условиях сформировалась новая модель «открытых инноваций». Эта модель предполагает, что если фирмы стремятся развивать свои технологии, то они могут и должны применять идеи, как полученные извне, так и появившиеся внутри организации, а также использовать и внутрифирменные и существующие за пределами фирмы пути выхода на рынок.

В настоящее время многие отрасли и предприятия находятся в переходном состоянии от работы в режиме «закрытых инноваций» к модели «открытых инноваций». К ним могут быть отнесены автомобилестроение, биотехнологии, фармацевтика, здравоохранение, производство компьютеров, программное обеспечение, телекоммуникации, банковская деятельность, страхование. Основными признаками модели «открытых инноваций» являются: большое количество идей, полученных извне, высокая мобильность сотрудников, активный венчурный капитал.

Рынок интеллектуальной собственности (ИС), на котором каждая фирма может выступать в роли, как продавца, так и покупателя, способствует формированию инновационного потенциала предпринимательских структур, инновационному взаимодействию между крупными фирмами, наукой, средними и малыми предприятиями. Последние могут специализироваться на исследовании определенного круга новых идей на первых этапах генерирования знаний, что не требует больших материальных и организационных затрат. На долю мелких и средних фирм приходится 10-12% всех инноваций, расходы на нововведения составляют всего 4-5%. Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что усиление инновационного потенциала бизнеса зависит не только от степени научно – технического взаимодействия субъектов на уровне микроэкономики. Ключевым фактором усиления инновационной активности предприятия является государственная инновационная политика, одной из задач которой является формирование инфраструктуры инновационного взаимодействия между наукой, бизнесом, государством. В развитых странах используют три основных инструмента реализации данной политики. Первый – государственный контракт, который применяется, если приобретение государством результатов НИР приносит ему непосредственную выгоду и пользу. Второй, наиболее распространенный инструмент – грант. Он предоставляется в финансовой или ресурсной форме (оборудование, персонал, ИС) для поддержки научных исследований и разработок. Третий – кооперативное соглашение между государством и бизнесом, определяющее формы совместного инвестирования и раздела полученного результата НИР. В нашей стране практически отсутствует рынок ИС.

: