Диверсификация активов как фактор повышения конкурентоспособности предприятий черной металлургии России

В условиях жесткого соперничества на международном рынке предприятиям российской металлургии, ориентированным на экспорт, приходиться искать эффективные механизмы обеспечения конкурентоспособности. До недавнего времени ситуация стабилизировалась тем, что основные потребители стали были сосредоточены на внутреннем рынке.

Принимая во внимание последствия наступления кризиса: прекращение или приостановка инвестиционных строительных проектов, наличие небольшого количества государственных заказов, сталелитейные компании оказались в достаточно неприятных условия, когда внутренний рынок почти закрылся. Незамедлительно последовало снижение объемов производства, за первый квартал 2009 г. на 29 %. Полная остановка производственных мощностей является недопустимой для предприятий данного сектора и влечет за собой достаточно большие потери для компаний. В ситуации, когда сокращен объем рынка потребления, когда невыгодно делать ставку на производство продукции с высокой добавочной стоимостью, менее всего подвержены влиянию кризиса компании с высокой степенью диверсификации активов.

Ярким примером является «Северсталь», превратившаяся в крупнейшую российскую металлургическую компанию по объемам производства в недавнем прошлом. Производство российской части холдинга полностью диверсифицировано, кроме классической толстолистовой стали, продукции, необходимой в автомобилестроении, трубной отрасли, тяжелом машиностроении, было создано совместное предприятие по производству оцинкованного листа, компания стала крупным игроком на рынке труб большого диаметра, что позволяет ей оставаться в настоящее время относительно рентабельной на отечественном рынке.

    Консолидация зарубежных активов, специализирующихся на сортовом прокате и предлагающих большой ассортимент выпускаемой продукции: американская металлургическая компании Rouge Industries, итальянская компания Lucchini, на сегодняшний день позволили «Северстали» сосредоточиться на рынке Европы и Америки. Еще один важный фактор конкурентоспособности – сырьевые ресурсы. Консолидация на балансе сырьевых компаний привела к выстраиванию вертикально — интегрированной структуры. Присоединенные компании полностью удовлетворяют потребности в ресурсах, что значительно минимизирует затраты и делает управление производством более гибким.
: